Деньгами нашей медицине уже не помочь: Здравоохранению нужна «армейская» реформа

Министр здравоохранения Вероника Скворцова обещает превратить Минздрав в «информационно-аналитический хаб», который будет пропагандировать достижения отечественного здравоохранения.

Так ведомство реагирует на массовое недовольство граждан и самих врачей качеством, доступностью и условиями работы отечественной медицины. Независимые эксперты считают, что отечественное здравоохранение нуждается в кардинальных реформах, без которых даже увеличение финансирования не приведет к позитивным результатам. Между тем госрасходы на здравоохранение в РФ вдвое ниже, чем Европе или странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эксперты Всемирного банка предупреждают, что недофинансирование медицины ставит под угрозу экономический рост и благополучие населения. За два десятка лет российские чиновники так и не приступили к системной модернизации здравоохранения. В результате российская медицина оказалась в безвыходной ситуации: она страдает от нехватки денег и одновременно не может повысить качество и доступность услуг в ответ на увеличение финансирования.

Вчера в Интернете заработал сайт «Здрав. ФОМ», который должен представить российское здравоохранение в привлекательном виде. Вероника Скворцова поучаствовала вчера в специальной пресс-конференции, посвященной запуску сайта и пообещала проевратить Минздрав в «информационно-аналитический хаб» для нового сайта. По ее словам, сайт «очень и очень важен, поскольку мы имеем возможность создать единую копилку из всего самого интересного и удивительного и удивляющего, что есть в российской системе охраны здоровья граждан».

Удивительного в отечественном здравоохранении действительно не мало: оно может похвастаться недоверием населения, недовольством пациентов и самих врачей (см. «НГ» от 07. 12. 2017). При этом опыт работы Минздрава убедил российские власти, что дополнительное финансироваие часто не идет здравоохраненению на пользу и не меняет общего негативного отношения граждан к системе. В результате власти ограничивали расходы на медицину даже в самые тучные годы, когда бюджет буквально лопался от избытка денег (а профицит достига 5,9% ВВП). В первое десятилетие госрасходы на здравоохранение не превышали 4% ВВП. Примерно такими же они остались и сегодня.

По данным Всемирного банка расходы на здравоохранение в РФ составили около 3,4% ВВП в 2015 году и 3,6% ВВП в 2016 году. «Эти уровни значительно ниже средних показателей по странам Евросоюза (ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 7,2% ВВП и 6,5% ВВП соответственно. Среди стран БРИКС расходы России на здравоохранение в 2014 году (3,2% ВВП) превысили уровень соответствующих расходов в Китае (3,1% ВВП) и Индии (1,4% ВВП)», – сообщают аналитики, подчеркивая, что низкие госрасходы в итоге оборачиваются высокими личным расходам граждан на медицинские услуги. Для сравнения, разрыв в расходах государства на образование меньше. Так, в России доля расходов на образование составляет 3,6% ВВП, тогда как средний показатель по странам ОЭСР равен 5,3% ВВП, а по странам ЕС – 4,9% ВВП.

«Кроме низкого уровня расходов с акцентом на дорогостоящую медицинскую помощь, расходы на здравоохранение в России также распределяются неэффективно», – сообщают эксперты, подчеркивая, что для улучшения показателей состояния здоровья населения необходимы дополнительные ресурсы. «Но их выделение должно сопровождаться реформами, направленными на повышение эффективности использования средств», – считают эксперты ВБ.

Существующая же в стране система оказания медпомощи, по мнению экспертов, ставит во главу угла дорогостоящую стационарную и специализированную медицинскую помощь, что ограничивает возможности системы по адаптации к новым потребностям пациентов, а также снижает продуктивность и результативность системы здравоохранения.

При этом в расходы на здравоохранение в следующем году, как обещают российские власти, будут увеличены до 4,1% ВВП, с 3,8% в текущем году, подчеркивал президент Владимир Путин. В частности, в следующем году предусмотрено значительное увеличение расходов на медпомощь за счет средств системы ОМС, где прирост составит 333 млрд рублей, или 21,5%, сообщали СМИ со ссылкой на данные в пресс-службе Минздрава. Консолидированный бюджет на здравоохранение в 2018 году составит почти 3,15 трлн рублей, что на 15,1% больше, чем в 2017 году.

В действующем бюджете расходы на здравоохранение увеличиваются фактически лишь номинально. Так, эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) ранее обращали внимание, что незапланированный в бюджете-2017 триллион рублей чиновники преимущественно распределили в пользу силовиков, тогда как здравоохранение получило лишь 69 млрд руб «лишних» средств (см. «НГ» от 07. 12. 2017). А большинство российских регионов, наоборот, существенно сократили расходы. В частности, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, сообщала, что в текущем году снижение расходов на здравоохранение коснулось консолидированных бюджетов 84 регионов России. «В среднем субъекты сократили отчисления на медицинскую помощь на 42,9%. При этом в 20 регионах снижение практически более чем в три раза», – подчеркивала она.

Заметим, не только Всемирный банк обращает внимание на низкую эффективность отечественного здравоохранения. Ранее на это же указывали и аналитики Bloomberg. В частности, в составленном ими рейтинге эффективности российская система здравоохранения заняла последнее 55 место, обогнав страны вроде Бразилии, Азербайджана, Колумбии и Иордании (см «НГ» от 30. 09. 2016).

Что примечательно, если сегодняшние довольно-таки низкие траты на медицины традиционно связывают с жестким бюджетом, не предполагающим существенное увеличение расходов, то как тогда объяснить скромные траты казны в прежние «тучные» нефтяные годы? К примеру, в 2000 и 2007 годах общие траты на здравоохранение в России составляли скромные 5,4% ВВП. При этом государство тратило на отрасль лишь десятую часть от всех своих расходов. В 2010-м и того меньше – 3,7% ВВП, причем сюда же вошли расходы на физическую культуру и спорт.

Сами власти такую «особенность» объяснить фактически не в состоянии. Так, в Минздраве «НГ» посоветовали обратиться с подобными вопросами в Минфин, а ведомство Антона Силуанова отфутболило эти же вопросы Веронике Скворцовой.

В целом же российские власти считают низкие расходы на здравоохранение оправданными. Например, в Минфине ранее заявляли, что отечественной медицине необходимы сегодня структурные изменения, и простым увеличением расходов кардинально улучшить ситуацию не получится. В ведомстве Силуанова полагают, что необходимо создавать стимулы в здравоохранении, чтобы граждане заботились о своем здоровье. Опрошенные «НГ» эксперты частично соглашаются с посылом чиновников. «Сегодня российской медицине нужна такая же глубокая модернизация, какую власти провели в армии», – считает член кудринского Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер, который в 1997—2003 годах возглавлял департамент социального развития аппарата правительства РФ. По его мнению, нынешняя система здравоохранения сложилась во многом стихийно, случайно и эклектично. «Системной перестройки советской модели здравоохранения так и не получилось. Поэтому мы постоянно видим доказательства неэффективности и одновременно недофинансирования», – объясняет он.

В качестве такого примера Гонтмахер приводит историю с массовой закупкой в «тучные годы» дорогостоящего оборудования, которое сегодня используется неэффективно из-за отсутствия денег на ремонт, на подготовку персонала. А из-за отсутствия системных решений это оборудование часто простаивает, хотя многие пациенты нуждаются в нем.

Не дает желаемых результатов и нынешняя «оптимизация» здравоохранения. «Около 20 миллионов россиян фактически лишены доступа к государственной системе медпомощи. Это те люди, которые из-за географической удаленности не могут добраться до поликлиники и к которым не приедет скорая помощь», – объясняет эксперт. В годы профицитного бюджета власти увеличивали расходы на здравоохранение в рамках нацпроектов, программы модернизации региональных систем здравоохранения или целевых доплат терапевтам и педиатрам. Однако очень быстро выявились системные проблемы: денег выделяется все больше, а удовлетворенность ни у пациентов, ни у самих врачей не растет. При этом на уровне регионов почти все деньги идут на выплату зарплат персоналу в соответствии с майскими указами. «Однако во многих субъектах реальные заработки врачей остаются низкими. Местные больницы вынуждены экономить на лекарствах и процедурах. Больные с одним и тем же диагнозом получают в столицах и в регионах совершенно разное бесплатное лечение», – подчеркивает экономист.

«Опыт показывает, что система все чаще работает как молох – она может перемолотить дополнительное финансирование, не увеличив при этом доступность или качество услуг. В такой ситуации простое увеличение расходов не даст желаемого эффекта», – считает Гонтмахер. «Между Минфином и Минздравом идет постоянный спор. «Медики говорят – дайте больше денег, а финансисты отвечают – вы сначала обеспечьте эффективность расходования тех средств, что уже у вас есть», – рассказывает экономист.

Внутри системы здравоохранения расходы действительно не слишком эффективны, продолжает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. «При аналогичном уровне финансирования некоторые страны демонстрируют куда более оптимистичные результаты в оздоровлении своих граждан», – сообщает она. В качестве примера Попович приводит данные ОЭСР за 2015 год. Так, в России за этот период средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла 71,3 года, тогда как расходы здравоохранения на душу населения составили 1350 долл. Турция за тот же период потратила меньше: 997 долл на душу населения. Однако средняя продолжительность жизни в стране оказалась куда выше – 78 лет.

И если в «тучные» нулевые при профицитном бюджете не могли изыскать более 4% от ВВП, то что уж говорить о финансировании в кризисные годы, рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Россия традиционно экономит на таких статьях бюджета, как здравоохранение, образование и наука – они считаются непроизводительными и потому финансируются «по остаточному принципу», когда полностью закрыты расходы на оборону, продолжает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Это советская традиция, со времен «холодной войны», которая сейчас, в условиях санкций против России, стала снова актуальной», – говорит он.

Выйти из этого замкнутого круга, по мнению экспертов, можно только через продуманную системную реформу здравоохранения. «Нужна национальная дискуссия о новой системе здравоохранения и общественное согласие с реформой, которая давала бы явные положительные результаты», – предлагает Гонтмахер. Пока же для такой дискуссии не хватает даже исходных данных – нет достоверной информации о реальном состоянии здоровья населения, о болевых точках существующей системы. «Можно лишь перечислять наиболее явные из них: это и поздняя выявляемость хронических заболеваний, и отсутствие профилактической медицины, почти полное отсутствие паллиативной помощи, высокая загрузка врачей – в том числе и бессмысленной отчетностью. Есть серьезные претензии к существующей страховой системе, которая по-существу таковой не является», – резюмирует он.

«Нам нужно научиться выбирать при финансировании разных направлений здравоохранения такие приоритеты, которые дадут максимальный вклад в снижение потерь лет жизни, а, следовательно, будут позитивно влиять на экономическое развитие страны. Что в свою очередь позволит улучшить бюджетные показатели и добавить денег в систему здравоохранения», – считает Лариса Попович.